Почему моряки курили трубку. Или чего панически боялись на деревянном флоте | Пикабу

Авторизация

Забыли пароль?
Войти
Регистрация

Регистрация

Создавая аккаунт, я соглашаюсь с правилами Пикабу
и даю согласие на обработку персональных данных.

Создать аккаунт
Авторизация

Восстановление пароля

Прислать пароль
Авторизация

или

 

Если вам не приходит письмо с паролем, пожалуйста, напишите на support@pikabu.ru, указав ip-адрес, с которого вы входили в аккаунт, и посты, которые вы могли плюсовать или минусовать. Не забудьте указать сам аккаунт 🙂

подписаться

Добавить пост

Комментарий дня ТОП 50

Подлый человек

Я оставлю этот коммент, чтобы вечером через него зайти в пост, из поста выйти на тс и посмотреть, сделал ли он новый пост. Подписываться не буду, не для того мама орла растила.

+1975 

Depresman

11 часов назад

Вакансии Пикабу


Присоединяйся к команде Пикабу! Сейчас мы ищем:

  • Senior Frontend-разработчик

  • iOS-разработчик

Рекомендуемое сообщество

Мопсятник

223 поста • 666 подписчиков

Подписаться

Для тех, кто любит мопсов, у кого есть мопс, или мечтает о нём, или просто восхищается этими милыми собачками, но не решился заводить.

Пикабу в мессенджерах

  • Пикабу в Telegram
    241905 подписчиков

    @pikabu

  • Развлекательный канал
    46479 подписчиков

    @pikabu_fun

  • Пикабу в Viber
    466000 подписчиков

    Вступить

Активные сообщества

все


Истории и практика фото


Специфический юмор
1


Болталка Лиги Знакомств
1


Cyberpunk 2077

Лига антикваров


Исследователи космоса
1


Сервисы Google
1


Рукодельники


Истории из жизни


Все о медицине

Создать сообщество

Тенденции теги

Google 31

Отчет по обмену подарками 26

Новогодний обмен подарками 18

Гололед 10

Объединить теги

Новости Пикабу
Помощь
Правила
Реклама

Верификации
Награды
Контакты

Промокоды

Android
iOS

EgoSetus

14 дней назад

Почему моряки курили трубку. Или чего панически боялись на деревянном флоте

Читая авторов рубежа XIX-XX веков, рассказывающих о быте современных им моряков, можно обнаружить интересную деталь. Матросики почти никогда не курят самокруток. Но часто "посапывают" "короткими" трубками. И эта морская традиция, уже в общем-то и не нужная в ту пору, имела глубокие корни. Она была родом из мира парусного – когда мачты были большими. А еще среди морской братии было распространено жевание табака куда больше, чем курение. Вспомним хотя бы Стивенсона и его чудесные истории

Дело в том, что трубка как прибор для курения несколько безопаснее сигар, самокруток, папирос. Просто потому, что из нее сложнее выронить искру. Только в конце процесса при выбивании пепла. А потому ее удобно курить в корабельном антураже. А еще курить на корабле можно было только в одном месте. И там постоянно имелся зажженный фонарь, от которого команда могла прикурить. Но в момент вахты или авральной работы перекурить не получалось, оттого морские волки предпочитали табак жевать. Не сильно красиво сточки зрения эстетики, но куда спокойнее в вопросах пожарной безопасности.

Корабли той поры вообще горели легко и охотно. Пропитанная смолой древесина и пакля могла воспламеняться от любой крохотной вспышки, так что не удивительно, что за огнем на кораблях следили никак не меньше, чем за запасом пресной воды. И самым страшным оружием морского сражения оставались брандеры – старые суда, превращенные в зажигательные снаряды.

Интересно, что, помимо брандеров, в бою между флотилиями ничего зажигательного и не применяли. Просто любая попытка зажечь противника оборачивалась немалым риском для стороны-затейницы. И потому предпочитали врага топить, упорно кроша его борта (до изобретения бомбических пушек, конечно). В теории имелась возможность стрелять в два огня (поджигая сначала фитиль бомбы, а потом уже инициировать метательный заряд), поскольку на суше разрывные заряды вовсю применялись в мортирах, но во флоте так старались не делать – для корабля-носителя оружия и такие технологии несли потенциальную опасность, поскольку случались разрывы орудий. И если на суше такой взрыв калечил только расчет, то на тесной корабельной палубе риску подвергался весь экипаж.

Впрочем, имелись бомбические суда, но их стали строить довольно поздно, когда научились стрелять из мортир в один огонь. Но вот из пушек такими бомбами все равно не палили (слишком мощный метательный заряд приводил к преждевременному разрушению пустотелого снаряда), а из мортир в условиях качки попасть в корабль оказалось крепко проблематичным. К тому же, бомбические суда имели особую конструкцию, неудобную в кильватерном линейном бою – их вооружение стояло на верхней палубе, которая изнутри подпиралась огромными брусьями, чтобы немалая отдача передавалась на весь корпус. При выстреле такое судно уходило в воду на фут или два, а потому в строю резко сбавляло скорость. Вот и использовали бомбические корабли только для обстрела суши. А при стычках с флотом врага старались убрать куда-нибудь на тыловые позиции под защиту линии. Известны случаи применения этих судов в эскадренном бою, но это скорее единичные исключения, не давшие каких-то видимых дивидендов.

Хотя с суши корабли поджигать научились, применяя каленые ядра. Суть метода заключалась в том, что предварительно ядра калили в специальной печи до красна. А потом заряжали в пушку, используя промежуточный пыж из сырой глины. Но и тогда приходилось стрелять очень поспешно, поскольку раскаленное ядро быстро сушило пыж и могло запросто воспламенить пороховой заряд.

НА фото специальная печь для нагревания ядер в старом форте Castillo de San Marcos, что в штате Флорида, США

Засевшее в корпусе корабля такое ядро практически всегда означало гибель корабля. Проводились экспериментальные сухопутные стрельбы по срубам, которые показали эффективность метода. Ядро почти сразу воспламеняло дерево, которое можно было затушить водой. Но после этого через какое-то время происходило повторное возгорание. И так до трех-четырех раз подряд.

Технологию стрельбы калеными ядрами довольно много применяли в морских крепостях, охранявших береговую линию. Для этого даже изобрели особую печь, позволявшую калить ядра в режиме конвейера. Вот только растапливать эту адскую кочегарку приходилось часа за три-четыре до стрельб. То есть это оружие никак не относилось к методам спешного реагирования.

Когда во Франции произошла революция, многие "умные" головы, мало понимавшие флотскую специфику, но страдающие избытком инициативы, дорвавшись до власти, стремились внедрить технологию стрельбы калеными ядрами и во флот, для чего придумали компактную печь, предназначенную для установки на верхней палубе. Бывалые моряки крепко противились этой дури Конвента, но все же пару кораблей такими печами оборудовали. Ну и эти корабли довольно быстро сгорели во время учебных стрельб практически на рейде, на виду всего флотского начальства. И от моряков отступили, предоставив им самим оценивать эффективность новых образцов вооружения.

Но долгое время так ничего нового и не придумывали по причине все той же огромной пожарной опасности деревянных кораблей, чьи корпуса и снасти смазывались смесью смолы и сала. В бою, например, на кораблях тушились все огни, даже ходовые. И оставляли гореть только один дежурный фонарь на орудийной палубе, от которого прикуривали свои пальники канониры.

Богаче всех в те времена оказались англичане. И они смогли оснастить свои корабельные пушки кремневыми замками, вроде оружейных, – во имя все того же пресловутого риска пожара. И большинство держав не смогли поступить схожим образом – дорого. Кстати, британцы пошли еще дальше, став окрашивать пушечные станки в белый цвет и малюя на корабельных палубах белые полосы по центру – чтобы обеспечить более комфортные условия работы орудийным расчетам в бою, когда тушились все огни и на орудийных палубах наступал полумрак. Поэтому не стоит удивляться победам англичан – они учитывали каждую мелочь, поскольку от состояния флота зависела безопасность всей их империи.

Рубрики: Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *