Верни, я все прощу: 7 нюансов проекта о налоговой амнистии

Фото: jota.info

О нюансах налоговой амнистии, и на какие сложности обрекут себя те, кто согласится в ней участвовать, «Минфину» рассказал партнер юридической фирмы Avellum Вадим Медведев. 

Законопроект, который сейчас находится в Верховной Раде, предлагает следующий сценарий. Граждане, которые ранее не подавали налоговые декларации или уклонялись от уплаты налогов, смогут подать специальную декларацию и оплатить налоговые обязательства в режиме амнистии.

Государству нужно будет отдать 5% от стоимости задекларированного имущества. Но эта ставка будет действовать при условии, что активы, деньги или другие ценные бумаги будут перечислены на специальные банковские счета в Украине и будут использоваться для инвестиций в украинскую экономику. Если же деньги в Украину не вернутся, ставка составит 10%.

Стоит обратить внимание и на ряд других важных деталей проекта.  

Как воспользоваться амнистией

Легализировать средства, полученные преступным путем, не выйдет. Любые доходы, полученные в результате неправомерных действий, кроме уклонения от уплаты налогов, не могут быть легализированы в процедуре амнистии. Один из примеров – средства, полученные в результате мошенничества. 

Воспользоваться налоговой амнистией смогут только резиденты Украины. К примеру, если налогоплательщик является резидентом Украины и не оплатил налог с иностранных доходов, у него появится возможность пройти процедуру амнистии. Но при этом, согласно проекту, нерезидент Украины, который не оплатил налог с украинского дохода, пройти процедуру амнистии не сможет. 

Амнистии «по умолчанию» подлежит сумма в размере до 300 тыс. грн. Даже если гражданин не подал специальную декларацию, предполагается, что по умолчанию «задекларировано» 300 тыс. гривен. То есть, если налоговая обнаружит доходы до 300 тысяч гривен, с которых не оплачивались налоги, то никакие финансовые штрафы и другие санкции применяться не будут. 

Есть возможность получить пониженную ставку налога. Для этого можно купить облигации государственного внутреннего займа и приложить к декларации документы, подтверждающие приобретение облигаций. По сути, это будет возвратом денег в Украину через финансирование государственного долга.

Покупайте ОВГЗ и получите дополнительный бонус 
Вопросы регулирования

Предоставления специальной декларации может быть недостаточно. После получения декларации у налогового органа будет 180 дней на ее проверку, в рамках которой налоговая имеет право вызвать налогоплательщика для предоставления устных пояснений. Кроме того, налоговая может подавать письменные запросы, ответы на которые являются обязательными. Учитывая опыт взаимодействия многих граждан с налоговыми органами, эта процедура может вызвать сложности.

Налоговый орган должен проверить наличие заявленных активов, а также достоверность и полноту предоставленной информации, чтобы избежать злоупотреблений со стороны налогоплательщиков в использовании льготной ставки.

Помимо этого, налоговый орган должен выдать налогоплательщику соответствующую справку, которая будет подтверждать прохождение процедуры специального декларирования. В этой ситуации есть риск, что загруженность налоговой и сложность администрирования могут повлиять на эффективность амнистии в целом. 

Читайте также: Налоговая амнистия. Стоит ли играть с государством

Противоречия налоговой и антимонопольной амнистии. Два года назад Антимонопольный комитет проводил специальную кампанию по раскрытию нарушений при формировании корпоративных структур. Нарушителям, которые подавали добровольные заявления, снижали штрафы. При этом возникали вопросы относительно нарушений валютного и налогового законодательства, поскольку валютной и налоговой амнистий, соответственно, тогда не существовало.

В нынешней ситуации, если активы, задекларированные налогоплательщиком, будут относиться к бизнесу, не раскрытому в Антимонопольном комитете, то освобождения от штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции в проекте закона не предусмотрено.

Такая же проблема может возникнуть и с валютными штрафами, так как ни новый закон о валюте, ни законопроект об амнистии не предусматривают освобождения от валютных штрафов.

Риск потери доказательств

Законопроект в текущей редакции может привести к определенному дисбалансу для государства. Основанием для освобождения от ответственности является предоставление декларации и уплата налога.

Вполне возможна ситуация, в которой налоговый орган не проверит происхождение активов. В итоге может случиться так, что доказательства каких-либо незаконных действий, связанных с получением таких активов, перестанут быть допустимыми доказательствами в расследованиях или гражданских спорах.

Читайте также: Пять мифов о налоговых инициативах «Слуги народа»

В то же время законопроект о налоговой амнистии предполагает только освобождение от ответственности по уклонениям от оплаты налогов и не предполагает освобождение от любой другой ответственности. Поэтому в данной редакции законопроекта существует серьезный риск злоупотребления порядком декларирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *